Как развивается автомобильная промышленность на фоне пандемии, почему тренд на электромобили будет расти и на каких игроков рынка стоит обратить внимание – для издания "Капитал" проанализировал Тамерлан Абсалямов, аналитик инвестиционной компании "Фридом Финанс". Инвестиции24передают главные тезисы эксперта.
Интересно о добыче золота: Дорогой ресурс: какие перспективы украинского золота в Закарпатье и что предлагает мировой рынок
Авторынок в 2020 году: основные факты и числа
На протяжении почти всей весны ряд стран мира находился на жестком карантине, что привело к падению объема продаж автомобилей. В частности, автомобильная сфера Китая, США и Европы сильно пострадала в первом квартале 2020 года. Мировые продажи легковых авто опустились на 32% за первые 6 месяцев 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
В общем, в этом году продажи легковых автомобилей могут снизиться почти на 17% – до 62 миллионов единиц. Например, в 2019 году этот показатель колебался на уровне 75 миллионов авто. Прогнозируется, что 2021 автоиндустрия восстанавливаться, а объемы продаж авто вырастут до 68 миллионов транспортных единиц.
Компаниями-лидерами по объемам продаж авто в первом полугодии 2020 стали:
- Toyota (с учетом Lexus и Scion) с долей рынка в 12,8%;
- Volkswagen Group с долей рынка на уровне 10,9%;
- Renault Nissan Alliance с долей рынка в размере 9,1%;
- Hyundai Motor Group – 8,2%;
- General Motors – тоже 8,2%.
Как пандемия повлияла на автоиндустрию мира
Соединенные Штаты
Итак, с начала 2020 года продажи автомобилей в США упали на 24% – до 65 миллионов единиц - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в июне показатель продаж оставался низким, однако продемонстрировал незначительное восстановление, увеличившись до 13,1 миллиона единиц транспорта с учетом сезонных колебаний в пересчете за год. Для сравнения: в марте 2020 году объем продаж находился немного выше значения в 11,4 миллиона единиц.
Лидером по количеству проданных автомобилей в США в третьем квартале 2020 года стала компания Ford – 1,421 миллиона единиц. На втором месте после Ford находится Toyota с продажами на уровне 1,270 миллионов единиц. Третье место в компании Chevrolet – она продала 1,209 миллиона автомобилей.
Фондовый рынок США: Лучшие акции для инвестиций, если Джо Байден выиграет выборы в США: полезная подборка
Китай
В первом полугодии 2020 года продажи авто в Китае упали на 17,1% – до 9,9 миллиона единиц – по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Автомобильный рынок Китая является крупнейшим в мире. Так, объемы продаж авто в 2019 году составили около 21 миллионов единиц транспортных средств.
Однако в феврале этого года показатели ежемесячных продаж автомобилей в КНР резко сократились из-за коронавируса и опасений относительно длительной рецессии. Однако уже в апреле китайская автоиндустрия начала демонстрировать признаки восстановления, что стало спасительным "кругом" для крупных мировых автопроизводителей. В августе 2020 году объем продаж авто в Китае достигли 2,2 миллиона единиц по сравнению с 1,9 миллионами 2019 года.
Европа
Снижение объемов продаж новых автомобилей в Европе произошло в течение первого квартала 2020 года. В результате с начала марта продажи упали на 26,5%. В тройку лидеров по доле рынка вошли:
- Volkswagen Group – 26,2%;
- Groupe PSA – 15%;
- Renault-Nissan – 12,8%.
Тренд на электромобили растет
Несмотря на то, что общая тенденция на авторынке демонстрирует снижение, эксперты прогнозируют, что постепенный переход от авто на ископаемом топливе до электромобилей будет продолжаться без особых препятствий. Согласно прогнозам аналитиков, до конца 2020 года на дорогах будет 10 миллионов электрокаров.
Именно Китай является ключевым рынком для крупных производителей электрокаров. Согласно прогнозам аналитиков, продажи электромобилей, гибридных авто и автомобилей на основе водородного двигателя в КНР вырастут до 20% от общего объема продаж новых авто до 2025 года. Сегодня этот показатель составляет только 5%.
Электромобиль популярной модели Tesla Model 3 / Фото Wikipedia
Tesla против COVID-19
Пандемия коронавируса почти не нанесла ущерба ведущему производителю электрокаров, компании Tesla. В частности, в третьем квартале 2020 года предприятие продемонстрировало прирост в продажах на 1,8% – до 55 700 единиц транспорта. Интересно, что за аналогичный период мировые автогиганты, среди которых Toyota, Volkswagen и General Motors, наоборот показали снижение продаж с 8% до 12%.
На рынке электрокаров Tesla занимала лидирующие позиции по количеству проданных автомобилей в первом полугодии 2020 года. В частности, компания Илона Маска течение этого периода продала 38 314 единиц электрокаров Model 3, 18861 единиц Model Y и 9500 единиц Model X.
К теме о бизнесе Илона Маска: Кто может конкурировать с космическим бизнесом Илона Маска: 3 самые перспективные компаний
Как развивается рынок электрокаров Китая
Китайские производители – Li Auto, Nio, Xpeng – в 2020 году почти ежемесячно сообщали о росте объемов продаж.
- В течение октября 2020 года компания Nio продала 5055 авто. С начала 2020 году этот показатель составлял 31 430 единиц транспорта, на 111,4% больше, чем в 2019 году.
- Количество автомобилей модели Li ONE, которые доставила клиентам Li Auto, в октябре составило 3692 единицы по сравнению с 3504 единицами в сентябре. С начала года это число достигло 21 852 единицы.
- Объемы поставок Xpeng вообще увеличились на рекордные 229% в октябре, а с начала 2020 года компания доставила 17 117 автомобилей.
Китайский электрокар компании Xpeng / Фото Wikipedia
Инфраструктура для подзарядки электрокаров
Количество станций для подзарядки электромобилей с каждым годом растет. В частности, в 2019 году число устройств для питания электрокаров составило 7,3 миллиона единиц. Из них 6,5 миллиона единиц – это персональные устройства для зарядки легковых автомобилей частных и многоквартирных зданиях.
Прогнозы касательно рынка электрокаров
Лучшим подтверждением развития индустрии и увеличения спроса на электромобили можно назвать то, что крупнейшие представители рынка – BMW, Mercedes, Audi, Porsche – уже сообщили о постепенном переходе на электротехнологии. Даже всемирно известная легенда автоспорта, компания Ferrari, проявила интерес к электродвигателям.
На какие компании следует обратить внимание инвесторам
На фондовом рынке есть ряд компаний автомобильной сферы с потенциалом роста сегмента электрокаров.
Tesla
Компания Илона Маска проектирует, производит и продает электромобили и системы производства и хранения энергии в США, Китае, Нидерландах, Норвегии и других странах мира. Автомобильный сегмент предприятия предлагает седаны и внедорожники.
Динамика цены акций Tesla / График "Фридом Финанс" для "Капитал"
Nio
Холдинг, занимается разработкой, производством и продажей электромобилей. Также компания разрабатывает инновации в сфере связи, автономного вождения и искусственного интеллекта. Среди ее продукции – суперкар EP9 и внедорожник на 7 мест ES8.
Динамика цены акций Nio / График "Фридом Финанс" для "Капитал"
Xpeng
Это довольно молодая компания - основана 2015 года, а ее штаб-квартира находится в Гуанчжоу (город на юге Китая). Разрабатывает и продает "умные" электромобили в КНР. Компания занимается производством внедорожников и седанов. Также среди продукции компании есть и программное обеспечение для автономного управления автомобилем.
Динамика цены акций Xpeng / График "Фридом Финанс" для "Капитал"
Li Auto
Изготавливает и продает электрические внедорожники в Китае. Компания была основана в 2015 году, а ее главный офис находится в Пекине.
Динамика цены акций Li Auto / График "Фридом Финанс" для "Капитал"
General Motors
Известный американский производитель легковых, грузовых авто и автозапчастей. Концерн продает собственные автомобили под торговыми марками Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Baojun и Wuling. Недавно General Motors представила электрический внедорожник Hummer EV.
Динамика цены акций General Motors / График "Фридом Финанс" для "Капитал"
Ferrari NV
Холдинг, занимается проектированием, производством и продажей спортивных автомобилей класса люкс. Кроме производства автомобилей компания участвует в автомобильных гонках Формулы-1.
Динамика цены акций Ferrari NV / График "Фридом Финанс" для "Капитал"