В стране непуганой коррупции, где с ней (коррупцией) упорно, но безрезультатно борются несколько специально созданных органов, есть, как видим, и отдельная структура, призванная привлекать инвестиции. С инвестициями в стране действительно большая проблема – их отток продолжается уже третий год. Причинами являются и война, и политическая нестабильность, и в целом плохие прогнозы развития. Кто-то из представителей иностранного бизнеса приостановил наращивание оборотов, а кто-то вообще вывел капитал из нашей страны. Согласно статистике, в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил около 57 млн долларов, а в 2015 году упал до 45,7 млн. Итоги текущего года – еще впереди, но вряд ли они будут утешительными.

Они идут. И не возвращаются

Очень показательна в этом отношении история с добычей сланцевого газа. Настолько показательна, что ее стоит напомнить хотя бы в нескольких абзацах. Итак, на два крупнейших сланцевых месторождений в Украине в свое время претендовали компании Shell и Chevron. Газ плотных песчаников, на который богатая Юзовская площадь, взялась разрабатывать Shell (взялась, но покинула Юзовку с началом боевых действий на Востоке). А газ сланцев, которые залегают на Львовщине и Ивано-Франковщине (Олесская площадь) намеревалась добывать компания Chevron.

Chevron'у слишком долго морочили голову. Ивано-Франковский областной совет несколько раз отклонял проект соглашения с компанией, мотивируя это угрозой окружающей среде. Лишь в конце 2013 года Ивано-Франковский облсовет подавляющим большинством голосов подтвердил проект соглашения, в который внесли предложенные депутатами изменения. Но к тому времени уже Chevron была близка к тому, чтобы "передумать". Поработав в Украине в течение года, компания уже в 2014 году начала сворачивать работы, а в 2015-м ушла с украинского рынка окончательно.

Этот демарш – очень показательный. Потому что если мотивы компании Shell, которая, по сути, убегала от войны, еще можно понять, то позиция Chevron, которая покинула мирную и спокойную Западную Украину, является тревожным сигналом. И это при том, что война на Донбассе уже похоронила проекты "Укргаздобыча" по разработке еще одного альтернативного энергоносителя – шахтного метана. А аннексия Крыма Россией сделала невозможным добычу газа на глубоководном Черноморском шельфе. Этот проект намеревался реализовать консорциум компаний Exxon Mobil, Shell, OMV и "Надра Украины".

Однако вернемся к инвестициям. Летом этого года разгорелся скандал, вызванный тем, что на Юзовское газоносное месторождение нашелся наконец инвестор – создана за месяц перед тем фирма Yuzgas B.V., которая производит впечатление, мягко говоря, недостаточно уважительной структуры. С уставным капиталом всего лишь в тысячу евро и наполеоновскими планами вложить как минимум 200 миллионов долларов в разработку Юзовской площади.

Неуверенно выглядит и основатель компании: 100% ее капитала принадлежат фонду Emerstone Energy, который в свою очередь является частью компании по управлению активами Emerstone Capital Partners. Оба юрлица зарегистрированы в Люксембурге, то есть – концы надежно спрятаны в воду, и конечный выгодоприобретатель – как это часто бывает в украинском хозяйствовании – неизвестен.

Тайной является и то, как проходил конкурс, кто еще претендовал на Юзовскою площадь и какими именно аргументами Yuzgas B.V. убедил "Надра Украины" в том, что титул победителя должен быть оставлен именно за ним. В этой истории больше вопросов, чем ответов. Однако какими бы ни были ответы, непрозрачный конкурс и фирма-победитель без четко названного бенефициара отпугнут немало потенциальных инвесторов. Вот, собственно, и все, что стоит знать о стиле работы украинских чиновников с иностранными капиталовкладчиками.

Борис Ложкин и Виктор Янукович/Фото t-pravda.net

В поисках синекуры

Однако, возможно, именно господин Ложкин и даст совет по смятением в области привлечения инвестиций? Так сказать, "Ложкин придет – порядок наведет"? Для ответа на этот вопрос надо тщательно присмотреться к вверенной его попечению структуре. Национальный инвестиционный совет указом Президента Петра Порошенко был создан в последних числах декабря 2014 года. То есть более полутора лет назад. Однако в контексте назначения Бориса Ложкина ее главой было сказано, что положение о работе Совета "еще не разработаны".

Как представляется, полтора года – длинный период как для brainstorm`а, так и для того, чтобы прописать концепт новосозданной структуры. Закрадывается подозрение, что эта площадка, со смыслом которой определяются второй год, с самого начала планировалась как место респектабельной ссылки для какого-то из чиновников, покидающих политический Олимп. Больше сказать об инвестиционном Совете ничего, ведь он до сих пор не работает.

Впрочем, Борис Ложкин надеется на быстрые изменения. Экс-глава АП рассчитывает, что структуру Инвестиционного совета будет сформирована за два-три месяца, а привлечение первых Советом будет осуществлено в 2017 году.

Мы сейчас будем готовить структуру Инвестиционного совета. Офис, который будет работать с Инвестиционной советом, привлекать экспертов, аналитиков, представителей бизнес-кругов, чтобы это был эффективный рабочий орган, который будет работать ежедневно,
– заявил Ложкин.

И добавил, что чувствует "воодушевление сделать большую инвестиционную работу, чтобы Украина стала Меккой иностранных инвестиций".

Как говорится, дай бог нашему теленку и волка поймать. К сожалению, Ложкин как далеко не последняя персона из числа тех, кто имел влияние на принятие решений, так и не объяснил, почему же основана еще в конце 2014-го структура все это время простаивала без дела? И кто будет нести ответственность за то, например, что с 31 декабря 2016 года в Украине сворачивает деятельность известная компания Tetra Pak, почему от нас идет Tikkurila, а ее соотечественница Ruukki – "эвакуирует" свой завод по производству сэндвич-панелей в Польшу?

В общем посчитано, что за два последних года объемы капиталовложений в украинскую экономику сократились на 21,8%. Есть отрасли хозяйствования, на которые идет ровно ноль инвестиций, например, украинское образование. Зато теневые вывода капитала оцениваются на уровне 4-4,5 млрд долларов в 2015 году. Все вместе взятое очень тормозит потенциальную способность украинской экономики к росту, даже фактически делает невозможным ее.

Впрочем, возможно, именно сейчас все будет в порядке? Ведь господин Ложкин имеет предварительное согласие на участие в Национальном инвестиционном Совете со стороны американского инвестора Джорджа Сороса, генерального директора компании Unilever Пола Полмана, руководства азербайджанской SOCAR и тому подобное.

Признаком того, что Инвестиционный совет работает эффективно, будет появление проектов более чем на 1 или 2 млрд долларов. И такие проекты могут быть реализованы в Украине,
– заявляет Ложкин.

Однако все это – даже не планы на будущее, а мечты без конкретного срока реализации.

Борис Ложкин и Виктор Медведчук

Ее величество бюрократия

Как утверждает Ложкин, интересными для инвесторов могут быть энергетика, инфраструктура, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и космические разработки. Но будут ли интересными для инвесторов украинская бюрократия, система получения разрешительных документов, принципы налогообложения и т.д.? Недавно первый заместитель министра экономического развития и торговли Юлия Ковалив заявила о том, что ни один из 10 приоритетных государственных инвестпроектов в этом году так и не начал реализовываться.

На инвестпроекты выделено 1 млрд грн. Эти средства не израсходованы, поскольку по результатам шести месяцев ни один из отобранных проектов фактически не начал реализовываться. Главная причина пробуксовки – бюрократия. Экспертизы и согласования занимают очень много времени. Еще одна проблема – практика опровержения прозрачных тендеров через Антимонопольный комитет и блокировки их результатов через решения судов,
– сказала Кузнецов.

Такая плачевная ситуация с инвестициями не мешает премьер-министру Владимиру Гройсману утверждать, что возглавляемое им правительство "прилагает усилия для создания механизмов инвестиционной деятельности". Это, мягко говоря, не так. Власть продолжает играть в игры с довольно непрозрачными правилами (что доказывает история с Yuzgas B.V.) плюс даже не пытается инициировать, скажем, принятие пакета документов, призванных снизить налоговое давление.

Ко всему этому добавляется вечное горе Украины – коррупция. В текущем году в мировом рейтинге восприятия коррупции Украина заняла 130-е место из 168-ми позиций, оказавшись рядом с Ираном, Камеруном, Непалом, Никарагуа и Парагваем. Впрочем, в прошлом году Украина была на 142-м месте из 175 позиций, но радоваться "продвижению" с 142-й и 130-й позиции не следует. Без преодоления коррупционной составляющей на успешное привлечение инвестиций не стоит рассчитывать – репутационные потери Украины слишком высоки, а доверие к ней – низкое.

Что же касается Национального инвестиционного совета, то не следует забывать, что это – всего лишь совещательный орган. Не факт, что его рекомендации встретят "на ура" в исполнительных структурах. Не факт, что у Совета получится диалог с парламентом (а без этого никак не обойтись) и с властью как таковой. Это – во-первых. Во-вторых, многое зависит и от персоналий, привлеченных в состав Совета. Пока как такого списка достойных, которые будут работать на улучшение инвестиционного климата, не существует.

По мере его составления станет понятнее, чем, собственно, есть инвестиционный Совет. Или место "пересиживания" для амбициозных политиков, которые пока не нашли для себя лучшего применения, или чем-то большим и серьезным? 2-3 месяца, взятые Ложкиным как фора для разбега, пройдут очень скоро, и если в ноябре-декабре страна не погрузится в подготовку к досрочным парламентским выборам, вопрос эффективности новой структуры будет актуализирован. Тогда и увидим, стала Украина Меккой или Карфагеном инвестиционных надежд.

Читайте также: Кто такой Игорь Райнин: все о новом главе Администрации Президента