ГФС в письме на запрос агентства "Интерфакс-Украина" со ссылкой на ст.197 Таможенного кодекса утверждает, что не видит оснований для отказа в таможенном оформлении металлолома при отсутствии карточки регистрации-учета внешнеэкономического контракта (договора), которая выдается МЭРТ.
Ведомство мотивирует свою позицию тем, что положения постановлений Кабмина от 15 февраля 2002 года №155 "Об утверждении Порядка регистрации внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом" и от 3 мая 2012 года №388 "Некоторые вопросы осуществления экспортных операций с металлоломом" должны применяться исключительно в части, которая не противоречит, в частности, данной статье кодекса.
ГФС уточняет, что в соответствии со ст. 197 Таможенного кодекса Украины в случаях, предусмотренных законом, на отдельные товары устанавливаются ограничения относительно их перемещения через таможенную границу страны.
Ведомство отмечает, что пропуск таких товаров через таможенную границу и их таможенное оформление осуществляются органами фискальной службы на основании полученных с использованием средств информационных технологий документов, которые подтверждают соблюдение указанных ограничений, выданных государственными органами, уполномоченными на осуществление соответствующих контрольных функций, другими юридическими лицами, уполномоченными на их выдачу, если предоставление таких документов органам фискальной службы предусмотрено законами. Указанная статья кодекса определяет порядок выполнения органами ГФС задач, определенных п. 3 и 7 ст. 260 и п. 7 ст. 544, относительно применения мер нетарифной регуляции.
Противоречие представители ГФС видят в том, что такой документ, как карточка регистрации-учета внешнеэкономического контракта (договора), не указана в перечне документов, подтверждающих соблюдение ограничений относительно перемещения через таможенную границу Украины товаров, список которых был утвержден постановлением КМУ №436 от 21 мая 2012 года, во исполнение ст. 197 кодекса, которое было принято позже, чем два вышеуказанных постановления. Они, в свою очередь, согласно п.3 р.XXІ кодекса, должны применяться в той части, не противоречащей данному документу.
В свою очередь, в объединении металлургических предприятий "Металлургпром", по иску которого Окружной админсуд Киева приостановил действие приказа МЭРТ от 1 марта 2016 года №337 "Об утверждении расчетного баланса образования и потребления металлолома черных металлов на внутреннем рынке на 2016 год", агентству "Интерфакс-Украина" сообщили, что настаивают на выполнении судебного решения согласно Конституции и закону "О судоустройстве и статусе судей".
В "Металлургпроме" напомнили, что суд определением от 22 апреля наложил судебный запрет ГФС и ее территориальным органам проводить таможенное оформление экспорта металлолома, на который оформлены карточки регистрации-учета внешнеэкономического контрактов (договоров) на экспортные операции с металлоломом, выданные МЭРТ, начиная с 16 марта 2016 года. Исполнительная служба 28 апреля постановила открыть исполнительное производство.
В "Металлургпроме" отметили, что документом, который подтверждает регистрацию внешнеэкономического контракта, является карточка регистрации-учета внешнеэкономического контракта – форма карточки устанавливается МЭРТ в соответствии с постановлением КМУ № 155 от 15 февраля 2002 года. В соответствии с п. 4 постановления КМУ от 4 ноября 2002 года. № 1653 Гостаможслужба должна осуществлять таможенное оформление экспортных поставок металлолома только при наличии карточек регистрации-учета внешнеэкономических контрактов. А в постановлении КМУ от 3 мая 2012 года №388 (п.2) установлено, что таможенное оформление экспорта металлолома осуществляется на основании бумажного экземпляра карточки регистрации-учета ВЭД на осуществление экспортных операций с металлоломом или ее экземпляра в форме электронного документа.
Как сообщалось, Окружной админсуд Киева приостановил действие указанного выше приказа МЭРТ, а Государственная исполнительная службы открыла исполнительное производство также и в рамках обеспечения иска к министерству "Метинвест-Ресурса", третье лицо – ГФС Украины.
Метпредприятия Украины испытывают острую нехватку металлолома. В частности, новый завод "Интерпайп Сталь" по причине отсутствия лома в 2015 году суммарно простаивал 63 суток.
Дефицит металлолома для внутреннего потребления в 2015 году составил 855 тыс. тонн, или 22% от потребности (3,92 млн тонн) – по данным объединения "Металлургпром". Основной причиной дефицита лома в 2015 году стал экспорт. Согласно данным ГФС, в прошедшем году он составил 1,213 млн тонн, что является наибольшим показателем за последние 10 лет.